Искусство становящегося сообщества (Sozialkunst-Gestaltung)

Райнер Шнурре

Из искусства — путём искусства — в самое сердце социального и горящий социальный вопрос Между Нами, — с большой буквы.

Кто мужественно, со всей серьёзностью смотрит в социальную жизнь современности и связывает её с прошлым, должен будет признать, что социальный вопрос стоит перед ним как чрезвычайно важный, но нерешённый вопрос.

Искусство становящегося сообщества непредвзято, с наибольшей возможной серьёзностью ставит перед собой социальные вопросы и взламывает, тогда и там, где это является необходимым, общественно принятые, а также и невысказанные табу — тем, что привносит их в сферу высказывания.

Искусство становящегося сообщества — это направленный на практическую жизнь подход, пробуждающий к искусству самовоспитания, чтобы постепенно вырабатывать всё более и более тонкую, сбалансированную чувствительность к восприятию социального, чистую «способность к сопереживанию боли» — действительному переживанию боли другого человека как своей собственной.

В искусстве становящегося сообщества мы исходим из феноменов, что означает — не из теорий. Феномен сам говорит о себе. Через то, что человек своё бодрствующее сознание с непредвзятым интересом обращает на социальное, и делает это с выраженным доброволением, становится возможным направить своё внимание на «явление», на социальный феномен, и давать ему себя научать. Таким образом открывается путь к возможности более глубокого понимания социальных взаимосвязей. Без такого глубокого понимания многое должно было бы застрять в самой обыкновенной слепой критике или в жалобах и сетовании.

Современный человек часто задумывается только о том, что ему полезно и как он себя при этом чувствует. Но он знает только что-то очень ограниченное о себе и ничего о мире, прежде всего — ничего о своём ближнем, о другом, который, однако, по отношению к другим людям, также является самостью («Я»).

Центральное направление исследования в искусстве становящегося сообщества звучит так:

Что происходит [в пространстве] «Между Нами»? — Кроме того это и вопрос о «Как».

А также: почему это — между нами — не проговаривается, не доходит до сферы высказывания?

Искусство становящегося сообщества всё снова и снова возжигается от нового в жизни, непосредственно от жизни и в само́й жизни. Оно хочет быть пронесённым через каждое поражение, через каждую неудачу и через каждый вид неприятия. Если эти переживания сопровождаются также болью душевного характера, то они в свою очередь могут быть сознательно рассмотрены и преобразованы в созидательные силы.

Через сознательное преодоление поражений, неудач и отказов — проходя через них — человек развивает необходимые новые творческие, созидательные силы. — Ибо: каждое поражение, которое преодолевается, является также победой. Каждый преодолённый дефицит является одновременно прибылью. Каждый провал несёт в себе также успех. Даже отказ предполагает признание. Неудачи составляют основу для успеха. Боль пробуждает сознание, — кто хотел бы от всего этого отказаться?

Искусство становящегося сообщества

К практическому воплощению искусства становящегося сообщества я решился приступить в 1987 году, после двадцати лет занятий этой темой. — И это указывает на то, что речь идёт не о пустых словах.

Слово, как слово-образ, тоже хочет кое-что высказать. Говоря о социальном искусстве, мы подразумеваем здесь, что эти два слова образуют единство. Это указывает на существенное, на возможность художественного подхода в сфере социального уже с самого начала — и на «Как» (каким образом) в невидимом каждодневном «Между Нами»: этом загадочном, часто незамеченном, в большинстве случаев нераспознанном Третьем.

Между сегодняшним положением дел в области социального и будущей действительной способностью человека к подлинному творчеству в этой сфере существует зазор, промежуток. Этим мы хотим указывать на пропасть «Между Нами». Можно ли преодолеть эту пропасть? — Да: художественно! Практикуемое искусство ведёт — как мост — к более свободному формированию столь драгоценной, поистине чудесной жизни, к созданию пространства в повседневном «Между Нами». Это невидимое пространство между нами и те формы нашего поведения, которые находят в нём свое выражение, не должны только претерпеваться, но также могут быть непредвзято феноменологически рассмотрены и ясно и чётко описаны.

В искусстве становящегося сообщества один человек говорит другому человеку не о социальном, но из «Пребывания-в-самом-центре-Социального». Искусство становящегося сообщества это не метод. В социальном не должно быть никаких методов. Но если — несмотря на это — они существуют и применяются, то приводят не к оздоровлению, а к разрушению. Методы — это то, что является убивающим в живом социальном организме, в его душевной и духовной сферах. Так превращают искусство в «искусственное» (нем. Kunst — искусство, Kunststoff — пластик, пластмасса, синтетический материал). Посредничество в искусстве становящегося сообщества не может быть отделено от посредствующего. Он всегда сам находится в том, что хочет прояснить, когда совместно с другими приводит социальное в сферу высказывания. — Тот, кто говорит только о социальном, не знает, что он делает, и прежде всего он не знает, что через это вызывает, чему способствует. — Это представляет собой глубокую и до сих пор не разрешенную проблему во всей научной сфере, равно как и в политической и экономической жизни. — Эта проблема также хочет быть распознанной и преодолённой, поскольку, пока она остаётся неосознанной, она наносит глубокие-глубокие раны в социальном организме, о котором часто даже не знают, что он вообще существует.

Ключевые темы и вопросы (небольшая подборка):

Как формируется самовоспитание в социальном? / О первичных феноменах в социальном / О свободе, равенстве, братстве / Команда — группа — сообщество / Коллегия и вопрос руководителя / Неспособность к сообществу и её преодоление / Индивидуальность, государство и общество / Индивидуальность — народ — человечество / Глобализация нуждается в индивидуализации / Рудольф Штайнер и необходимая «Трёхчленность социального организма» / Организм — психизм — пневматизм / «Основной социологический закон» и «Главный социальный закон» / Всеобщая декларация (не-) прав человека (нем. UN-Menschenrechte) и необходимые ей исправления / О давно назревшем преодолении всего национального / Толерантность и её маски / О необходимом созвучии: Запад — Середина — Восток / Соответствующая времени профилактическая работа: пристрастие, зависимость, празависимость и их преодоление / Вопрос насилия и вопрос власти в пространстве «Между Нами» / Самовоспитание как социально-художественный путь в человеческом «друг с другом» — вместо «друг против друга» / Свободный поступок становится необходимостью / О необходимости очищенных чувств и волевых импульсов / Непредвзятое самостоятельное мышление / О «становящемся сообществе» и искусстве распознавать его противообразы / и многие другие...

В каких жизненных сферах может применяться искусство становящегося сообщества?

Искусство становящегося сообщества применимо как профессионально, так и в частном порядке. Это означает, что оно в особенности относится к двум основным областям бытия: совместной работе и совместной жизни.

Искусство становящегося сообщества готово прийти на помощь и может быть полезным везде, где встречаются люди: в профессиональной жизни, в семье, в компании; если коротко — в каждой «человеческой встрече».

Искусство становящегося сообщества постепенно развивает более тонкое социальное сознание, повышает чувствительность к происходящей часто весьма неосознанно «человеческой встрече». Кто по-настоящему и с полностью пробуждённым сознанием обращает внимание на момент человеческой встречи? Кто хочет пробудиться к социальной бризантности (нем. Brisanz — взрывоопасность) сегодняшних человеческих встреч? — Кто пробуждается к тому, что человеческая встреча всегда одновременно открывает социальный вопрос? — Кто распознаёт, что это «Между Нами» представляет собой сверхчувственное — что означает невидимое, но всё же воспринимаемое — пространство, которое могло бы формироваться осознанно, и даже художественно... могло бы...

Где искусство становящегося сообщества может оказать благотворное влияние?

Искусство становящегося сообщества может быть с пользой применено во всех сферах и областях, где социальный организм должен пройти через социальные преобразования, чтобы стать здоровым или таковым оставаться. В наше время большинство социальных организмов давно и серьёзно больны, что часто в значительной степени не замечается, и они уже давно нуждаются в социально-художественной терапии.

Будущие перспективы искусства становящегося сообщества

Как нам кажется сегодня само собой разумеющимся, что есть школьные врачи в школах и заводские врачи на производствах, так же мы уже давно нуждаемся для области совместной работы и социального взаимодействия, для совместной жизни в «социально искусных врачах» как в мастерах социального, обращённых в самое его сердце. «Социально искусные врачи» станут художниками, мастерами внутреннего (нем. KünstlerInnen), станут целителями внутреннего (нем. HeilkünstlerInnen) в социальном... Но не благодаря красивым словам, а путём честного, кропотливого развития в себе социально-художественных способностей.

Где будут работать подготовленные мастера социального искусства?

Мастера, художники социального искусства должны уметь развивать здоровые импульсы для каждого больного социального организма. — Эти специально подготовленные люди чувствуют себя полностью ответственными за благополучие всего социального организма, о котором они заботятся. Они являются суверенными контактными лицами для всех работающих и живущих в социальном организме людей. Основываясь на самостоятельно развитом искусстве становящегося сообщества, они творчески приводят в движение то, что застыло или стремиться пребывать в нездоровой суете. Они осознанно приводят к творческому покою то, что порождает разрушительные волны в социальных процессах. — Они претворяют в жизнь «свободно высказываемое слово»; они упражняются в высказываемой правдивости. Они не имеют полномочий давать указания, но могут беспрепятственно исследовать все области социального организма и в нужное время свободно говорят необходимые слова. — Они лишь консультируют, ничего больше; но основательно и без какого-либо запрета на мышление и высказывание.

Пришло время осознать всю серьёзность ситуации

Пришло время действительно серьёзно посмотреть на больные социальные взаимосвязи, больное «Между нами». Нам следует также прекратить тратить время и деньги на ослепительные глянцевые брошюры с громкими фразами о социальном и о «философии» нашей компании. Через это ни один социальный организм не становится здоровым. Всегда есть конкретные способности конкретных людей, способствующие оздоровлению, но также и наши неспособности, неизбежно приводящие к заболеванию социального организма.

В социальном речь идёт прежде всего не о том, как лучше представить себя, что сегодня несправедливо часто требуется, — по крайней мере это не должно быть востребовано там, где ещё ценится и поддерживается правдивость. Нам нужны действительно новые социальные способности, и для их достижения нужно время, драгоценное время. Способности мы не можем ни испросить, ни купить. Здесь подобает основанное на доброй воле самовоспитание, а не пустая болтовня о бессмысленной максимизации прибыли.

В настоящее время в социальном взаимодействии друг с другом речь идёт прежде всего о том, чего я не могу и что я могу и что может или не может другой человек, чтобы с этого места отправиться по увлекательному совместному пути, который может привести к реальным переменам в общечеловеческом.

Искусство становящегося сообщества будет развиваться в современный подход к человеческой встрече, снова и снова способствуя динамичному оздоровлению социальных отношений: через активную волю к миру, через действительно практикуемое доброволение, через реальное понимание социальных процессов и через художественное самообучение и социально-художественное самовоспитание. Речь идёт о конкретном просвещении в социальных отношениях. Такое расширенное понимание является в наши дни социально необходимым для каждого совершеннолетнего человека. Дальнейшее будет развиваться из того, что указано здесь как здоровое направление.

В завершение несколько слов о деньгах

Можно хотеть сэкономить деньги, там и столько, сколько захочется. — Дополнительное трудоустройство мастера социального искусства — обеспеченного хорошим заработком и полной занятостью, при этом не связанного инструкциями и не уполномоченного давать указания, но исключительно консультирующего — уже сегодня стало бы одним из наиболее дальновидных способов экономии в каждой большой компании, в каждой школе и в каждом университете; и прежде всего во всём процессе подготовки учителей.

Такие люди, способные воплощать искусство становящегося сообщества, привнесли бы бесценный социальный капитал для каждой компании, для каждого концерна, для каждой школы, а также для каждого университета. Потому что этот «капитал» — их собственные выработанные социальные способности, которые со временем и при помощи большого терпения будут снова и снова вызывать чрезвычайно необходимое «изменение социального климата». Это изменение не может дальше осуществляться без расширенного сознания в социальных взаимоотношениях. — Для многих ещё нелегко поверить в это, но это не вопрос веры, а высказанный духовно-научно-исследовательский вопрос.

Горящий социальный вопрос — это сверхчувственный вопрос.

«Человеческая встреча» может быть исследована феноменологически только с полностью пробуждённым сознанием. Если это сделать, тогда то, о чём здесь говорится, будет подтверждено. Горящий социальный вопрос — это сверхчувственный вопрос. Ведь если бы это был только лишь чувственный вопрос, он бы уже давно был прояснён и разрешён. — Он, однако, не разрешён, но мы предчувствуем, что он требует оздоровления, он взывает, буквально кричит об исцелении. — Если мы всё ещё не хотим действительно по-новому подойти к социальному вопросу, то по Земле прокатятся социальные катаклизмы, социальные землетрясения и социальные бури, чудовищность которых многие сегодня ещё не могут себе представить.

Нам нужно совершенно новое сознание для конкретной возможности социально-художественного решения социального вопроса. Уже давно на повестке дня стоит подлинное, кардинальное изменение социального климата, в особенности в общественной, научной, экономической и политической областях. —

Остаётся надеяться, что по крайней мере некоторые ответственные люди, которые однако имеют возможность самостоятельно действовать, увидят это и сознательно решатся на глобальное изменение социального климата. Отдельные начнут, дальнейшее само себя покажет. — Но начать мы должны сейчас уже сами...