Моя профессиональная этика

Райнер Шнурре

Преамбула

  1. Осознание проблемы

    Могут быть записаны самые красивые слова, самые благородные формулировки, без необходимости придерживаться их в практической жизни отдельного человека. Таким образом, появляется основная проблема: человеческая свобода.

  2. Совесть

    Свободный человек не подчинится ни одному моральному, нравственному импульсу, пришедшему к нему извне. Импульс к собственным морально-этическим действиям исходит из его глубочайшего внутреннего. Эта внутренняя инстанция — его свободная совесть. Насколько человек осуществляет свою свободу совести, настолько она является источником его достоинства.

  3. Человеческое бытие

    С вопросом достоинства затрагивается основная проблема человеческого равенства. Это основано на безусловном взаимном признании людьми друг друга.

    Но не каждый человек имеет одни и те же потребности. Таким образом, встает основная проблема человеческих действий — мост к братству.

  4. Вопрос

    В братстве человек помогает человеку, без оглядки на его репутацию. Он спрашивает:

    В чем ты нуждаешься? Что может облегчить твою нужду? Чего тебе не хватает? — Это вопрос Парсифаля.

    Биографическое консультирование находит здесь свою основание и отправную точку: сопровождать людей в основополагающих жизненных вопросах, встающих перед ними.

  5. Индивидуальность

    Признание и уважение каждого консультируемого человека — проявляется в полном признании его бытия. Это формирует основную позицию консультирующего. Признание осуществляется прежде всего в соблюдении свободы другого.

    При этом следует учитывать, что «в развитии человечества не имеют права чувствовать себя индивидуальностью, если не чувствуют себя в то же время членом всего человечества»[1].

  6. Уникальность

    Человеческая индивидуальность — это душевно-духовное существо в своей неповторимой уникальности. — В биографической работе эта истина, реальная уникальность каждого человека, может быть пережита и, таким образом, даже доказана.

  7. Образ человека

    Основой художественной биографической работы является образ человека, данный в антропософии Рудольфом Штайнером. В этом образе человеческая индивидуальность обосновывается как существо, приходящее из повторных земных жизней, которое в этом земном воплощении переживает свою судьбу, переживает и в то же время может свободно ее формировать. — Я некоторое время сопровождаю и консультирую людей на их индивидуальном жизненном пути.

I. Предисловие к профессионально-этическому самообязательству

К проблематике подобного текста

Как должны относиться формулировки — то есть внешняя форма — к содержанию такого текста, если он должен быть правдивым?

Основная проблема: морально-этическое не может быть определено коллективом, несколькими людьми или большинством. — Поэтому не может быть и голосования по морально-этическим вопросам. Человеческая совесть — это индивидуализированная «инстанция» в человеке.

Свобода отдельного человека обусловливает свободу совести. Сегодня каждый совершеннолетний свободный человек становится своим сувереном. Ему больше не могут диктоваться морально-этические идеалы извне, он черпает их со всей ответственностью и вместе с тем суверенно из своего собственного внутреннего.

Резюме проблемы: если истинно то, что сегодня морально-этические принципы должны исходить только из свободы совести отдельного человека, то как вообще могут быть сформулированы тогда «общеобязательные» принципы?

Какие должны быть формулировки, соответствующие действительности? Они не могут быть написаны, например, ни в форме «мы», ни в форме «человек». — А как же тогда? —  Кто действительно серьезно относится к свободе человеческой индивидуальности, к ее способности самоопределения и связанной с ней свободе совести, к той индивидуальности, которая одновременно принимает на себя ответственность за все это, тот должен был бы выбрать «Я-форму».

II. Профессионально-этическое самообязательство в отношении человека к человеку

  1. Свобода другого

    Я полностью соблюдаю свободу другого человека, так как его свобода так же важна для меня, как и моя собственная.

  2. Правдивость

    При этом я осознаю, что правдивость[2] является основой свободы. Если я запутаюсь в неправде, то между нами исчезнет и свобода.

  3. Ошибки и заблуждения

    Если я поддаюсь заблуждению или совершаю ошибку и узнаю об этом, то я признаю это безотлагательно.

  4. Основная позиция

    Моей основной позицией в биографическом консультировании является непредвзятость и беспристрастность с опорой на доброжелательность.

  5. Молчание

    Я сохраняю молчание относительно того, что было доверено мне во время консультации.[3]

  6. Другой

    При консультировании обратившийся за помощью человек пребывает в центре моего интереса. Я не хочу ничего для него и ничего для себя, но я позволяю руководить собой ищущей совета, вопрошающей душе другого человека.

  7. Разговор

    Я осознаю, что во время консультации всегда встречаются два духовных существа, которые хотят найти себя в свободном разговоре.

  8. Дистанция и близость

    Я знаю, что истинная близость требует здоровой дистанции между мной и человеком, обратившимся за советом. Потому что только здоровое расстояние создает истинную близость. Однако, если я чувствую, что больше не могу уверенно поддерживать эту дистанцию, я немедленно прекращаю консультацию.

  9. Отказ

    В консультировании я отказываюсь от всех предположений и утверждений, от всех поспешных суждений, от всей критики и осуждения, от всего теоретизирования и, прежде всего, от всего психологизирования, чтобы иметь возможность работать чисто феноменологически[4].

  10. Растерянность

    Если я не знаю ответа на вопрос консультируемого человека, то свободно признаюсь в этом. Я говорю ему, что сначала хочу хорошенько об этом подумать.

  11. Служение

    Я хочу служить как свободный человек человеку, обратившемуся за консультацией. Ибо только свободный человек может служить.

  12. Кратчайший путь

    Я веду консультацию со всем возможным сосредоточением, прямым и кратчайшим путем. У меня нет никакого финансового интереса, чтобы излишне затягивать консультацию. Кроме того, я всегда готов направить на консультацию к более компетентным коллегам, как только обнаруживаю непреодолимые пределы своих возможностей и способностей.

  13. Финансы

    Мой искренний интерес относится к людям, ищущим совета. Если мое стремление истинно, то рано или поздно будет обеспечено финансовое возмещение моей работы.

  14. Ответственность

    Для меня духовный мир — это реальность. Я знаю, что так же как я ответственен перед обратившимися ко мне за советом людьми, точно так же несу я ответственность перед духовным миром.

III. Самообязательство в прозрачности в отношении обратившегося за консультацией человека

  1. Квалификация

    Я обеспечиваю прозрачность в отношении моего пути развития и моих человеческих качеств.

  2. Методы работы

    Я обеспечиваю прозрачность в отношении моих методов работы в рамках биографического консультирования и обращаю внимание на то, что кроме моего существуют и другие подходы к работе в области биографии.

  3. Ясное мышление

    Я обеспечиваю прозрачность в биографическом консультировании в смысле ясного, стройного, логического мышления, чтобы в каждый момент времени могла быть соблюдена свобода другого человека.

  4. Подход

    Я обеспечиваю прозрачность в отношении моего подхода и способа действия на совместном пути познания и пути консультирования.

  5. Поле напряженности

    Я знаю, что в ситуации биографической консультации я всегда нахожусь в живом поле напряженности, которое я не могу полностью преодолеть или упразднить.

    Скорее моя задача, среди прочего, состоит в том, чтобы пережить это живое напряжение путем расслабления, и через это приходить к творческому созиданию.

    Определенные поля напряжения существуют естественным образом, например, между здоровой дистанцией и одновременной близостью, между моей задачей и потребностями человека, или между моими способностями и неспособностью, или между необходимым отдыхом и одновременно предстоящими обязанностями.

  6. Возможности и ограничения

    Я уважаю достоинство каждого человека, с которым имею дело, выполняя мою консультативную задачу. Я обращаю внимание на его возможности и ограничения, а также на его «включение» в семейные, профессиональные, общественные, культурные и религиозные связи.

    При этом я осознаю вызов, который может возникнуть из-за растущей близости к пришедшему человеку.

    Я не совершаю никаких злоупотреблений, будь то интеллектуального, эмоционального или сексуального рода. Также я избегаю поведения, которое отвечает нарциссическим потребностям.

  7. Аутентичность

    В своей биографической консультационной работе я принимаю обязательство к наибольшей возможной подлинности (аутентичности), через созвучие между моими профессиональными знаниями и умениями, между моими основополагающими жизненными принципами и собственно практикой жизни.

IV. Самообязательство к постоянному самообучению

  1. Самопознание

    Я постоянно забочусь о самопознании.

  2. Самообучение

    Благодаря достигнутому в самопознании я посвящаю себя неустанному самообучению.

  3. Изучение

    Я занимаюсь непрерывным изучением духовной науки Рудольфа Штайнера.

  4. Созерцание

    Я практикую созерцательную и, насколько это возможно, регулярную медитативную жизнь.

  5. Совершенствование

    Я непрестанно совершенствую себя душевно-духовно и профессионально.

  6. Сотрудничество

    Я поддерживаю коллегиальное сотрудничество, также и особенно там, где оно оказывается трудным.

  7. Сердце

    Я хочу размягчить свое сердце и учиться все понимать.


Примечания

[1] — Рудольф Штайнер, Оксфорд, 28 августа 1922, GA 305.

[2] — Правдивость означает здесь практикуемую правду, истинность.

[3] — В исключительных случаях, например, при коллегиальном обмене опытом, я вуалирую частные и интимные подробности, так, что конкретный человек, о котором идет речь, не может быть никаким образом прямо или косвенно узнан.

[4] — Благодаря феноменологическому подходу я полностью отставляю себя, всецело позволяя переживаниям и событиям поучать меня. Таким образом я становлюсь добровольным слугой ищущего совета человека. Потому что я знаю, что жизнь мудрее меня. — И в этой жизни я хочу научиться читать. Жизнь учит меня, а не я жизнь.